Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№231 учебника 2011-2018 (стр. 93):
1. Спишите предложения, проговаривая трудные для написания слова по слогам и осмысляя расстановку знаков препинания. Употребите нужный суффикс, учитывая его значение.
1) Всё лето Петя пробе́гал почти нагишом. 2) И теперь, после этого приволья, после всей этой свободы, — ходить в тесной шерст..ой матроске, в кусающихся чулках, в неудобных ботинках, в большой солом..ой шляпе, резинка которой натирает уши и давит горло! 3) Все дачники были приглашены к утр..ему чаю. 4) Шумела папиросная бумага юбочек и плащей, качались на проволочных стеблях искусств..ые розы, струились шёлковые ленты бубна. 5) В беседке, при свечах под стекл..ыми колпаками, ужинали взрослые. (В. Катаев)
2. Разберите четвёртое предложение по членам, составьте его схему и объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните лексическое значение выделенных слов путём подбора однокоренных.
№231 учебника 2019 (стр. 88):
№231 учебника 2021-2022 (стр. 88):
Подготовьте небольшое устное сообщение на тему «Научная речь». Какие сведения об этом понятии вы включите в своё сообщение? Просмотрите ещё раз, что говорится о научном стиле в § 22-24 учебника. Оформите ответ в виде рассуждения-объяснения; начните своё сообщение с определения понятия.
№231 учебника 2020 (стр. 98):
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Расскажите, что нового вы узнали о научном стиле речи.
Значение термина раскрывается в логическом определении. Например: Стилистика — наука, которая изучает стили речи.
Рассмотрим, как строится логическое определение:
■ называется термин — стилистика;
■ указывается широкое (родовое) понятие — наука;
■ сообщается отличительный (видовой) признак — которая изучает стили речи.
Запомните схему построения логического определения:
Что — что, какой.
№231 учебника 2023-2024 (стр. 88):
№231 учебника 2011-2018 (стр. 93):
№231 учебника 2019 (стр. 88):
№231 учебника 2021-2022 (стр. 88):
Памятка: научная речь.
№231 учебника 2020 (стр. 98):
Задание выполняется устно.
№231 учебника 2023-2024 (стр. 88):
Памятка: словообразование.
№231 учебника 2011-2018 (стр. 93):
1. 1) Всё лето Петя пробегал почти нагишом. 2) И теперь, после этого приволья, после всей этой свободы, — ходить в тесной шерстяной матроске, в кусающихся чулках, в неудобных ботинках, в большой соломенной шляпе, резинка которой натирает уши и давит горло! 3) Все дачники были приглашены к утреннему чаю. 4) Шумела папиросная бумага юбочек и плащей, качались на проволочных стеблях искусственные розы, струились шёлковые ленты бубна. 5) В беседке, при свечах под стеклянными колпаками, ужинали взрослые.
(В. Катаев)
2. Шумела папиросная бумага юбочек и плащей, качались на проволочных стеблях искусственные розы, струились шёлковые ленты бубна.
[ ] , [ ] , [ ] . (запятые стоят между частями сложного предложения)
3. Нагишом — нагой, нагота.
Приволья — привольный, воля.
Шерстяной — шерсть.
Матроске — матрос.
Соломенной — солома.
№231 учебника 2019 (стр. 88):
№231 учебника 2021-2022 (стр. 88):
Научная речь
Научная речь – это стиль книжной речи, который используется в научном и учебном общении.
Задача научной речи – передача научных сведений, объяснение каких-либо явлений, раскрытие различных понятий. Высказывания научной речи бывают точными и логичными, безэмоциональными.
В научной речи используется книжная, специальная лексика, научная терминология.
№231 учебника 2023-2024 (стр. 88):
2. Суффиксальный способ:
гриб + ник ( ) → грибник; малина + к (а) → малинка.
Приставочный способ:
по- + друг (а) → подруга; раз- + говор ( ) → разговор.
Приставочно-суффиксальный способ:
по- + сад + к (и) → посадки;
пере- + нос + иц (а) → переносица.
Бессуффиксный способ:
входить → вход; далёкий → даль.
3. Графические знаки обозначают приставки, суффиксы, что было, что стало.
Вернуться к содержанию учебника