Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№359 учебника 2011-2018 (стр. 142):
1. Лингвистами установлено, что будущее время глагола может употребляться в речи в значении настоящего или прошедшего, если речь идёт о действиях, которые регулярно повторяются, сменяют друг друга. Докажите справедливость этого утверждения, проанализировав следующие примеры.
1) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушка зашелестит в прошлогодней листве, то за стеной колокольни часы пробьют четверть. (А. Чехов) 2) В зимний вечер, бывало, лучину зажжёт и прядёт себе, глаз не смыкая. (Н. Некрасов) 3) Беликов к Коваленко ходил так же, как и к нам. Придёт к нему, сядет и молчит. (А. Чехов) 4) И вот она, одной рукой кружа его над головой, то вдруг помчится легче птицы, то остановится — глядит... (М. Лермонтов)
2. Выпишите глаголы будущего времени, обозначая в них приставки. Установите, есть ли среди этих глаголов такие, которые имеют корни с чередованием.
3. Выполните фонетический и лексический разбор выделенных слов. Выполнив эту работу, сделайте выводы.
№359 учебника 2019 (стр. 132):
№359 учебника 2021-2022 (стр. 132):
Ответьте на вопросы.
№359 учебника 2020 (стр. 146):
1. Спишите, употребляя нужную приставку. Обозначьте её и объясните правописание.
Пр..соединиться к друзьям, ра..жать кулак, восхищаться картиной, быстро ..бросить пальто, пр..даваться грусти, пр..крыть окно, пр..рвать переговоры, бе..совестный поступок, бе..жалостное поведение, по..держать в трудную минуту, презирать опасность, приближение срока, по..толкнуть к решению, рас..мотреть проблему, пр..скверный характер, удачно приземлиться.
2. Установите способ образования выделенных слов.
№359 учебника 2023-2024 (стр. 134):
1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова «Сенокос» (1945 г.). Почему это произведение создаёт настроение ликующей радости? Какими красками пользуется художник, чтобы изобразить пёстрый ковёр цветущего луга, пронизанные солнечными лучами деревья?
2. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, раскройте скобки. Оцените роль прилагательных в данном описании.
Июнь. Сенокос. Мы словно слыш..м, как звучит каждый цв..ток из этого (тыс..че) цветного букета и как звенят нежными а(к, кк)ордами сиреневые, голубые, л..зоревые, б..рюзовые, ж..лтые, пь.франные, (пунц..во) багря(н, нн)ые, пурпурные и золотые колеры. Мощно звучат трубы вознесённых ввысь (бело) ствольных берёз, и, как а(к, кк)омпан..мент этой пол..фонии июня, ра(с, ссыпаются серебр..(н, нн)ой трелью ми(л, лл)ионы листьев. (И. Долгополов)
3. Существует два варианта произношения выделенного слова. Какие это варианты? Проверьте свои предположения по орфоэпическому словарику учебника.
4. Напишите небольшой текст по данной картине. Используйте в своём сочинении прилагательные для более точного и выразительного описания картины и своего отношения к ней.
№359 учебника 2011-2018 (стр. 142):
Памятки:
№359 учебника 2019 (стр. 132):
№359 учебника 2021-2022 (стр. 132):
Обратимся к теме "Склонение числительных".
№359 учебника 2020 (стр. 146):
Обратитесь к темам:
№359 учебника 2023-2024 (стр. 134):
Вставим пропущенные буквы и раскроем скобки:
№359 учебника 2011-2018 (стр. 142):
1. Пробьют, зажжёт, подует — эти глаголы стоят в будущем времени, но обозначают повторяющееся действия.
2. Подует, тронет, зашелестит, пробьют, зажжёт, помчится, остановится. Глаголы тронет и зажжёт являются словами с чередованием в корнях (трогать - притрагиваться, зажечь - зажигать).
3. Прядёт [пр’ид’о́т]
Прядёт (прясть):
Придёт [пр’ид’о́т]
Придёт (прийти):
Вывод: слова прядёт и придёт являются омофонами, то есть они звучат одинаково, но имеют разное значение.
№359 учебника 2019 (стр. 132):
№359 учебника 2021-2022 (стр. 132):
1. Числительные один, два изменяются по падежам и родам: один мужчина - одного мужчины, одна женщина - одной женщины, одно окно - одного окна.
Числительное два имеет две формы:
2. Числительные три и четыре в винительном падеже имеют две формы:
№359 учебника 2020 (стр. 146):
1. Присоединиться (присоед.) к друзьям, разжать кулак, восхищаться картиной, быстро сбросить пальто, предаваться (=пере) грусти, прикрыть (неполн. действ.) окно, прервать (=пере) переговоры, бессовестный поступок, безжалостное поведение, поддержать в трудную минуту, презирать (сл. слово) опасность, приближение (приближ.) срока, подтолкнуть к решению, рассмотреть проблему, прескверный характер, удачно приземлиться (заверш).
2. Сбросить ← бросить (приставочный способ);
опасность ← опасный (суффиксальный способ);
решению ← решу (суффиксальный способ);
рассмотреть ← смотреть (приставочный способ);
прескверный ← скверный (приставочный способ).
№359 учебника 2023-2024 (стр. 134):
1. Произведение А. А. Пластова "Сенокос" создаёт настроение ликующей радости, так как на нём изображается родная природа в пышном цветении. Пёстрый ковёр цветущего луга художник изображает разноцветными красками.
2. Июнь. Сенокос. Мы словно слышим, как звучит каждый цветок из этого тысячецветного букета, и как звенят нежными аккордами сиреневые, голубые, лазоревые, бирюзовые, жёлтые, шафранные, пунцово-багряные, пурпурные и золотые колеры. Мощно звучат трубы вознесённых ввысь белоствольных берёз, и, как аккомпанемент этой полифонии июня, рассыпаются серебряной трелью миллионы листьев. (По И. Долгополову)
3. Пу́рпурные и пурпу́рные.
4. Картина А. А. Пластова "Сенокос" пестрит насыщенно-разноцветными красками. Ярко-зелёная кудрявая листва берёз ловит солнечный свет. Среди лазоревых, розовых, нежно-голубых, жёлтых, оранжевых цветов не сразу удаётся разглядеть силуэты работающих людей. Работники скоро скосят всё это буйство красок. Художнику удалось запечатлеть краткий миг наивысшего расцвета природы
Вернуться к содержанию учебника