Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№431 учебника 2011-2018 (стр. 171):
Учимся говорить на лингвистическую тему.
Расскажите об образовании действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени и о написании суффиксов причастий.
№431 учебника 2019 (стр. 157):
№431 учебника 2021-2022 (стр. 7):
Учимся говорить на лингвистическую тему.
Ответьте на вопросы: 1. Какие слова называют местоимениями? 2. Докажите, что местоимения сами по себе не выражают конкретного лексического значения (кроме личных местоимений), а лишь указывают на предмет, признак, количество, замещая конкретное слово в контексте. 3. На какие группы (разряды) делятся местоимения? 4. Почему некоторые учёные не считают местоимения самостоятельной частью речи? Приведите примеры.
№431 учебника 2020 (стр. 24):
На основе словосочетаний сначала образуйте сложные имена существительные, а затем имена прилагательные, заменяя цифры словами. Выделите корни в сложных словах.
► ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ 200 лет — двухсотлетие двухсотлетний.
100 лет, 1000 лет, 30 лет, 5 этажей, З этажа, 10 классов, 4 угла.
№431 учебника 2023-2024 (стр. 11):
1. Какие значения выражают дробные числительные? Приведите примеры.
2. Используя материалы первой и второй групп, составьте и запишите словосочетания с дробными числительными. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2) Г..ктар, т..р(?)..тория, центнер, ..пельсин, процент, доля с..кунды, ..г..род, к..л..метр, к..л..грам(?).
№431 учебника 2011-2018 (стр. 171):
Обратимся к теме "Причастие".
№431 учебника 2019 (стр. 157):
№431 учебника 2021-2022 (стр. 7):
Обратимся к теме "Местоимение".
№431 учебника 2020 (стр. 24):
Обратимся к теме "Числительное".
№431 учебника 2023-2024 (стр. 11):
Объясним правописание слов:
Обратимся к теме "Склонение дробных числительных".
№431 учебника 2011-2018 (стр. 171):
Причастия настоящего времени образуются от глаголов настоящего времени.
Действительные причастия настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) от глаголов 1 спряжения и -ащ-(-ящ-) от глаголов 2 спряжения.
Страдательные причастия настоящего времени при помощи суффиксов -ом-(-ем-) от глаголов 1 спряжения и -им- от глаголов 2 спряжения.
Причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива глаголов совершенного вида.
Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -вш-, -ш-.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -нн-, -енн-(-ённ-), -т-.
№431 учебника 2019 (стр. 157):
№431 учебника 2021-2022 (стр. 7):
1. Личные: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они).
2. Возвратное: себя.
3. Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой; его, её, их.
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, этакий, столько.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной.
6. Вопросительно-относительные: кто, что, какой, каков, который, сколько, чей.
7. Отрицательные: никто, ничто, ничей, никакой, нисколько, некого, нечего.
8. Неопределённые: некто, нечто, некоторый, некий, несколько; кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько то; кто-либо, что либо, какой-либо; кто-нибудь, что нибудь, какой-нибудь, сколько-нибудь, чей-нибудь; кое-кто, кое-что, кое-какой, кое-чей.
Некоторые учёные не считают местоимения самостоятельной частью речи, а рассматривают их в составе имён существительных, прилагательных, числительных, потому что замещая в тексте слова перечисленных частей речи, они имеют такие морфологические признаки, как и слова, вместо которых они употребляются. Например, Он (мальчик) - ед. ч., м. р., Им. п.
№431 учебника 2020 (стр. 24):
100 лет - столетие, столетний, 1000 лет - тысячелетие, тысячелетний, 30 лет - тридцатилетие, тридцатилетний, 5 этажей - пятиэтажка, пятиэтажный, 3 этажа - трёхэтажка. трёхэтажный, 10 классов - десятиклассник, десятиклассный, 4 угла - четырёхугольник, четырёхугольный.
№431 учебника 2023-2024 (стр. 11):
Дробные числительные выражают часть от целого числа (две седьмых) или целое число и его часть (одна целая семь девятых).
Одна четвертая апельсина , семь восьмых территории, две десятых доли секунды, две сотых огорода, три тысячных километра, пятнадцать сотых килограмма, две целых одна вторая процента, четыре целых шесть десятых гектара, шесть целых две третьих центнера.
Вернуться к содержанию учебника